Широкоугольный объектив SAMYANG 14mm F2.8 ED AS IF UMC - 11 Октября 2012 - Фотограф Александр Иванов - Alexiva

Главная » 2012 » Октябрь » 11 » Широкоугольный объектив SAMYANG 14mm F2.8 ED AS IF UMC
15:09
Широкоугольный объектив SAMYANG 14mm F2.8 ED AS IF UMC

"Шесть электрических контактов были добавлены на кольцо байонетного крепления камеры (На Схеме №-1 контакты 4 — 9). Объектив мог иметь менее 6 контактов. Каждый контакт на камере с помощью объектива либо закорачивается, либо не закорачивается на корпус камеры обеспечивая бинарное кодирование.

Один из контактов (На Схеме №-1 контакт 6) дает сигнал о том, в положении «А» или нет находится кольцо диафрагм объектива. В случае, когда на объективе установлено положение «А», контакт выдвигается и замыкает цепь. Если же кольцо диафрагм находится в другом режиме — контакт втягивается внутрь объектива, и цепь размыкается.

Оставшиеся пять контактов используются для передачи данных о диапазоне диафрагмирования объектива. Пара контактов (На Схеме №-1 контакты 5 и 7) несут информацию о минимально возможном положении диафрагмы f/16, f/22, f/32 или f/45. Еще три контакта (На Схеме №-1 контакты 4, 8 и 9) несут информацию о максимально возможной диафрагме. В таблице справа жирным шрифтом показаны замкнутые контакты, обычным — разомкнутуе. Номера контактов соответствуют схеме №-1 (см. ниже). Так, к примеру, для объектива с максимальной диафрагмой 2,0 и минимальной — 16, должен быть замкнут на корпус контакт №-8, а остальные разомкнуты." (Википедия)

         

Объектив SAMYANG 14mm F2.8 ED AS IF UMC рассчитан на применение в камерах с FF матрицей (сенсором) 24х36мм. При установке его на камеры с меньшей APC матрицей (23.7 х 15.7 мм) угол зрения уменьшается, но также уменьшается неравномерность резкости по кадру, меньше сказываются виньетирование и дисторсии.

Резкость объектива настолько высока, что 16 мп матрица фотоаппарата Pentax K-5 используется полностью практически с диафрагмы 2.8. Для широкоугольного объектива это совершенно необычно. Мне неизвестны другие объективы с таким же фокусным расстоянием, но с максимальной и равномерной разрешающей способностью по ВСЕМУ кадру. Хроматические аберрации крайне малы, практически отсутствуют.

Из минусов объектива многие отмечают сильные геометрические искажения, которые только напоминают "бочку", а в действительности имеют гораздо более сложную форму (the moustache distortion). Тем не менее, все искажения более-менее устраняются, например, в программе PTLens. Также Adobe предлагает бесплатную утилиту Lens Profile Creator, с помощью которой можно создать профили, исправляющие искажения этого и других объективов. Неплохие результаты дает Silkypix. Для нее можно установить такие параметры:



Фотография (показана самая верхняя часть кадра, где наибольшие искажения) "распрямится":



Устранение геометрических искажений приводит к некоторому уменьшению зоны снимка.

Менее значимым недостатком является несовпадение значений шкалы расстояний на объективе и реальной дистанции точной фокусировки. Как это исправить, показано ЗДЕСЬ. Только незачем просовывать отвертку в окошко и что-то ей толкать. Можно просто держать объектив за байонет и поворачивать фокусирующее кольцо. В окошке будет видно перемещение. Мне непонятно, почему фирма Samyang, сделав 99% работы, не хочет выпускать тщательно настроенные объективы. Так что стоит потратить некоторое время, чтобы все сделать идеально. Для этого сдвигаем и снимаем временно резиновое кольцо, удаляем скотч, которым кольцо с надписями соединяется с тремя ограничителями из светлого металла, которые в свою очередь прикручены к корпусу тремя крестообразными винтиками. Эти винтики можно не выкручивать. Когда скотч снят, то кольцо можно поставить в любое положение. Выбираем, например, дистанцию 2 метра и тщательно фокусируемся. Для этого придется сделать несколько тестовых снимков. Как вариант оценки резкости, можно предложить следующий метод. Выбираем плоскую поверхность с четким и сплошным мелким рисунком. Делаем ряд снимков с расстояния, например, два метра, варьируя фокусное расстояние. Выбираем кадр с максимальным "весом" (размером) в Мб. Этот кадр соответствует наилучшей фокусировке. Разумеется, штатив и исключение тряски камеры необходимы. Затем совмещаем надпись "2" с риской на объективе и новым скотчем фиксируем кольцо с надписями. Затем, поворачивая фокусировочное кольцо, совмещаем надпись "бесконечность" с риской и фиксируем это положение тремя винтами с плоскими шлицами. Предварительно их надо немного ослабить, чтобы убрать старое положение упора (эти три винтика с плоскими шлицами отвечают за упор). Возможно, что у Вас применили не скотч, а клей. Тогда три винтика с крестообразными шлицами надо выкрутить, снять три полоски из светлого металла, освободить кольцо с надписями от клея, а затем собрать обратно со скочем, как описано выше.

Фокусировка является проблемой. Дело не в том, что приходится поворачивать кольцо руками, а в том, что ни Live View, даже с максимальным увеличением, ни подтверждение фокуса камерой не дают необходимой точности. Клинья Додена, микропризмы на фокусировочном экране совершенно бесполезны. Live View по той причине, что на экране представлена упрощенная копия того, что на матрице, а это не обеспечивает нужной точности фокусировки для такого резкого объектива. Для правильной работы системы подтверждения фокусировки камерой Pentax K-5 необходимо в меню (C4, Тонкая настройка AF) найти то смещение, которое обеспечит правильную фокусировку. Но мне показалось, что добившись точности на больших расстояниях от объекта, ухудшаем точность при малых расстояниях. Отказался от этого. Хотя фокусное расстояние объектива 14 мм обеспечивает большую ГРИП и снисходительно к неточностям фокусировки. Объектив является светосильным и это еще один его плюс. Но при диафрагме 2.8 без точной фокусировки уже не комильфо. На практике приемлемые результаты и оперативность дает фокусировка по шкале. Без небольшой (см. выше) доработки не обойтись. Со шкалой расстояний все же что-то не то. Добившись почти идеальной точности фокусировки по шкале расстояний на относительно больших дистанциях, при установке минимального расстояния 28 см по рулетке (до положения матрицы), точная фокусировка наблюдается при значении 31 - 33 см по шкале. Если на заводе шкалу расстояний ставят, фокусируясь на короткое расстояние, то "бесконечность" окажется в положении 1 - 1.5 метра. Так что объектив, к сожалению, "не для всех".

Объектив сделан из хорошей, но все же пластмассы.

Большая выступающая передняя линза находится в зоне риска, так как бленда не может ее защитить в достаточной степени. Но на некоторых широкоугольных объективах передняя линза выступает еще дальше.

Для систем без механического привода диафрагмы (Canon, Sony, Nikon) есть проблемы с "прыганьем" диафрагмы, руками ее надо устанавливать, чего нет в Pentax, где она "прыгает" идеально. Значение диафрагмы записывается в Exif, что сильно упрощает постобработку с применением корректирующих профилей.

Как и для других объективов, фотографировал радиальную миру и построил график зависимости разрешающей способности от диафрагмы. Применение диафрагмы 5.6 - 8 позволяет делать снимки с максимальной и одинаковой резкостью по всему кадру и с небольшим виньетированием для такого широкого угла. И, если с затемнением углов как-то можно мириться, то без коррекции геометрических искажений не обойтись, так что профиль надо подготовить с помощью Adobe Lens Profile Creator (или купить  PTLens примерно за $25). Заодно решатся вопросы и с виньетированием, и с хроматическими аберрациями.



Для примера ниже приведено несколько снимков после применения корректирующего профиля.

   
Видим, что после коррекции геометрических искажений, объектив прекрасно подходит даже для архитектурной съемки. На втором снимке хорошо видно, что резкость равномерна по всему полю. То, что устранено виньетирование, показывает третий снимок.

Для оценки наиболее критичного параметра "геометрические искажения (дисторсия) объектива", посмотрим на следующие снимки. Первый оригинал, второй - профиль с плоско-параллельным смещением (освещение было равномерное, поэтому перемещалась таблица, а не камера), третий - профиль получен за счет поворота камеры.  Линия крыши на первом снимке выпуклая, на втором прямая, геометрических искажений нет. На третьем снимке - вогнутая. Отображаемое пространство максимально на первом снимке, где нет коррекции, минимально на третьем, где перекоррекция. Но искажений типа "усов" не видно на оригинале. Как и на других аналогичных снимках, где прямые линии находятся близко к краю кадра.
   

Можно показать снимки с близкого расстояния (менее 1 метра). Для этих дистанций наилучшие результат дает профиль, полученный поворотом камеры. Плоско-параллельное смещение дает недокоррекцию. Сделав в ближайшее время снимки таблиц трех размеров с разных расстояний и разными методами, посмотрю результаты и выскажу окончательное мнение. Пока так, как есть. Пользоваться профилями уже можно.

Составление корректирующего профиля для Photoshop CS5

Попадаем к Adobe. Находим абзац Adobe Lens Profile Creator. Далее скачиваем утилиту.
В полученных материалах есть краткое и подробное руководство, пример, заготовки для распечатки таблиц. После распечатки таблицы надо сделать много серий из 9 снимков каждая (возможны серии из 16, 25 снимков, которые дадут большую точность. А при больших дистанциях съемки это может быть необходимым для перекрытия) при очень равномерном освещении. В каждой серии фокусное расстояние, диафрагма и расстояние до объекта неизменны. Если Вы прочитали то, что любезно предоставила Adobe, то прочитайте и от меня:

1) Таблицу можно составить самим. Но надо иметь ввиду, что количество рядов и колонок должно быть НЕЧЕТНЫМ. В углах таблицы должны быть черные квадраты.
2) Таблица последовательно размещается на 9 (или больше) участках на плоской поверхности. Площадь таблицы должна быть такая, чтобы было перекрытие между таблицами во всем кадре. Т.е. площадь таблицы должна быть не менее 25% от той поверхности, которую "видит" фотоаппарат.
3) Чем крупнее клетки, тем быстрее идет дальнейший процесс. Но чем мельче, тем точнее. При очень мелких клетках не всегда получается профиль для устранения виньетирования.
4) Сразу откажитесь от идеи сформировать таблицы на экране TV. Структура экрана мешает программе, яркость неравномерна. Я так уже пробовал. А при внимательном чтении FAQ увидел, что об этом уже сказано.
5) Таблица должна располагаться идеально плоско. Камера должна идеально "смотреть" на центр
той плоскости, по которой перемещается таблица, и "смотреть" строго перпендикулярно этой плоскости.
6) Когда таблица располагается на краях и в углах плоскости, она должна быть максимально приближена к границам плоскости. Но ни в коем случае не выходить из поля зрения фотоаппарата. Разумеется, что таблица размещается без перекосов, допустимы только ее плоско-параллельные смещения.
7) Так как нахождение места для таблицы занимает много времени (приходится делать ряд пробных кадров), то когда место для таблицы найдено, то следует сделать много ее снимков с разными диафрагмами и фокусными расстояниями (для данного объектива менял только диафрагмы от 2.8 до 22 с шагом в 1 EV, так как фокусное расстояние неизменно). Поэтому удобно на плоскость нанести границы, которые совпадут с границами кадра. Время, потраченное на нанесение границ, окупится, когда будете перемещать таблицу. Можно использовать, например, стену из кафельных прямоугольных плиток. Решите сразу несколько задач.
8) Можно перемещать не таблицу, а фотоаппарат. Если у Вас есть такая возможность. Но перемещение фотоаппарата должно быть плоско-параллельное, без изменения расстояния до плоскости. Сложная задача.
9) Во время съемки серий нежелательно поворачивать камеру, как при съемке панорамы. Представьте, что Вы снимаете не "кусочками", а одну большую таблицу во весь кадр. Повороты фотоаппарата дадут очень похожие, но ДРУГИЕ результаты. Получается ПЕРЕКОРРЕКЦИЯ: "бочка" превращается в "подушку". Плоско-параллельное смещение дало идеально прямые линии. Но трудоемкость, конечно, гораздо выше.
10) Для того, чтобы учесть разные расстояния съемки, таблиц надо несколько: от маленькой до максимально возможной. Маленькая - для близких, большая - для больших расстояний съемки. Программа определяет дистанцию съемки по размеру клетки таблицы. Но как это затем использует Photoshop, неясно. Наверное, усредняет.

Так я сделал профили для DNG и JPEG объектива Samyang 14mm F2,8 ED AS IF UMS для Pentax K-5. Не знаю, как их разместить на этом сайте. Но по e-mail могу прислать.

Еще примеры корректировки геометрических искажений. Освещение большой клетчатой таблицы не существенно, смотрим геометрию:

 

Как регулировалась шкала расстояний

Первый раз я устанавливал кольцо расстояний, снимая радиальную миру с расстояния 2 метра, искал то положение, когда мира наиболее резкая. Для этого выбрал то положение объектива, при котором размер размытой области в центре миры минимален. Второй раз я фотографировал трансформаторную будку с расстояния тоже 2 метра:



Отодвинуться было нельзя, так как в поле зрения попадала земля перед будкой. Перед этим снял резиновое кольцо с объектива, наклеил бумажку на его подвижную часть, на которую нанес 15 штрихов с шагом в 1 мм. Сфотографировал 15 серий, совмещая штрих на бумажке с риской на корпусе объектива. Затем посчитал средние размеры кадра, которые соответствуют штрихам. Построил график:



На графике отчетливо видно, что максимальный размер файла соответствует штриху №5. Напротив него и устанавливаем значение 2м на кольце расстояний. Собственно, ничего менять и не пришлось, так как получилось полное совпадение с первым вариантом. Разве что липкие бумажки заменил на скотч шириной 19 мм (более узкий даже лучше подходит). Получилось, что точность установки кольца в этих вариантах лучше 1мм. Соответственно упор на бесконечности даже не пришлось менять: это положение было найдено в первом варианте.

Настройки камеры

Поставьте рычажок слева от объектива в положение AF.S В меню "Ловушка автофокуса" установите в положение 2 (Вкл). Нажав кнопку спуска до упора, Вы получите один или серию кадров, в зависимости от выбранного режима, когда при вращении фокусировочного кольца объект окажется в фокусе. Режим серийной съемки более желателен. Когда началось срабатывание затвора, продолжайте вращать кольцо фокусировки, пока не выйдите из зоны фокусировки. Дело в том, что подтверждение фокуса или ловушка автофокуса на короткофокусных объективах имеют очень большую погрешность. Из серии кадров Вы сможете выбрать наиболее удачный. Но если нет необходимости пользоваться ловушкой автофокуса, то поставьте рычажок в положение MF, по шкале расстояний установите дистанцию до объекта и получите резкий кадр с первой попытки при любой диафрагме.


Исправление аберраций

На снимках показаны фрагменты фотографий "до" и "после" применения профиля:

 
Диафрагма 2.8


 
Диафрагма 22
Категория: Объективы | Просмотров: 7106 | Добавил: Alexiva | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0