PANASONIC LUMIX DMC-FZ200 - 10 Июля 2013 - Фотограф Александр Иванов - Alexiva

Главная » 2013 » Июль » 10 » PANASONIC LUMIX DMC-FZ200
18:15
PANASONIC LUMIX DMC-FZ200
Материалов о Panasonic Lumix DMC-FZ200 (рекомендую DPREVIEW, PHOTOREVIEW) и его копии Leica V-Lux 4 уже много, поэтому остановлюсь на частностях. Краткое описание камеры можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Видоискатель

Высокое разрешение позволяет использовать видоискатель также, как и в зеркальных камерах и, даже больше. На нем можно просматривать абсолютно все со 100% перекрытием и не открывать задний поворотный экран. Это экономит энергопотребление, что позволяет иногда сделать до 1000 снимков на одной зарядке. Но главное: полноценный видоискатель позволяет устойчиво держать фотоаппарат (см. СЪЕМКА С РУК). Существенно и то, что с видоискателем окружающий яркий свет не мешает. В тех случаях, когда надо поднять фотоаппарат над головой или опустить вниз, показать кадры кому-то, то наличие поворотного экрана незаменимо. Яркость, контрастность, насыщенность можно настроить согласно своим предпочтениям.

Фокусировка

Фокусировка по контрасту аналогична Live View в зеркальных камерах. Разумеется, контрастная фокусировка, отличающаяся высочайшей точностью, принципиально медленнее, чем фазовая, но скорость остается на высоком уровне. Одной из причин высокой скорости является небольшая масса подвижных элементов. Не последнюю роль в этом играет высокая 2.8 светосила объектива.

Матрица (сенсор)

Сенсор небольшого размера, аналогичный тем, которые ставятся в другие современные камеры. Кроп-фактор около 6. Это позволяет получить ГРИП в 4 раза больше, чем в зеркальных APS камерах (кроп-фактор 1.5), что во многих случаях незаменимо. Подробнее РАСЧЕТ ГРИП и КАК СДЕЛАТЬ БОЛЬШУЮ ГЛУБИНУ РЕЗКОСТИ СЛОЖНЫМ ПУТЕМ.
Шумы сильно зависят от температуры. Поэтому в жаркую погоду, тем более, нагретая Солнцем, камера ничего хорошего не даст.
Автобаланс белого работает хорошо. Но предпочтительно применять обработку вне камеры RAW файлов. При этом выясняется, что баланс белого по одной точке (например, 18% серой карте), не всегда достаточен. Но в продаже есть наборы из трех карт: черная, серая, белая:



 И баланс белого можно сделать по трем точкам:



Обратите внимание на гистограмму: баланс белого достигнут в трех точках изменением кривых. Со временем наберу библиотеку параметров, например, K4370.spd, K6340.spd и т.д., для разных цветовых температур (в данном примере 4370 и 6340 - цветовые температуры по Кельвину. которые определяет камера). Эту библиотеку можно назвать цветовыми профилями. Когда их наберется много, то карточки можно будет применять только в нестандартных условиях. Будет достаточно по цветовой температуре, которую дает камера, выбирать нужные параметры и меньше тратить времени на обработку.

Стандартная внутрикамерная обработка предпочитает повышенную резкость, жертвуя уровнем шумов. Но изменением параметров внутрикамерной обработки можно получить приемлемые результаты. Поэтому замечания на форумах о большом уровне шумов Panasonic Lumix DMC-FZ200 могут объясняться режимом внутрикамерной обработки по умолчанию и не говорят о том, что матрица (сенсор) камеры низкого уровня. Сенсор в этой камере один из лучших на сегодняшний день.

Для оценки шумов ниже приведена фотография с параметрами 29mm F2,8 25 ISO 400 при искусственном освещении:



Насыщенность по умолчанию мне показалась также преувеличенной, особенно в солнечный день. Но настройки обработки в камере можно менять для своих предпочтений.

Объектив

Лидером камеру делает объектив. Большое перекрытие фокусных расстояний 25-600мм делает камеру универсальной. Инженеры Leica создали настоящее чудо. Максимальная резкость объектива достигается при открытой диафрагме. Это выделяет камеру из других.
Если среди зеркальных камер мы видим соревнование матриц (сенсоров), то для компактных камер это соревнование объективов. Стоимость маленького сенсора относительно невелика, и производители компактных камер ставят в них наилучшие. Сенсоры делаются в одном месте для всех камер, поэтому различие среди них небольшое. Разные алгоритмы и мощности процессоров камер дают различные по качеству изображения при внутрикамерной обработке. Но на уровне RAW они практически неотличимы.
При больших фокусных расстояниях приходится уменьшать выдержку, чтобы избежать смаза. Наличие замечательного оптического стабилизатора уменьшает, но не снимает эту проблему. Достаточно сравнить снимки, сделанные с рук и со вспышкой, чтобы увидеть разницу. Штатив часто может заменить вспышку и дать лучшие результаты, но оперативность снижается. В путешествиях от штатива приходится почти всегда отказываться. Снимки ниже сделаны при максимальном фокусном расстоянии и очень плохом освещении. Вот их данные: 108mm F2,8 6 ISO1600 и со вспышкой 108mm F2,8 125 ISO100. 1/6 секунды для съемки с рук при фокусном расстоянии экв. 600 мм - очень неплохо! Кстати, ISO на первом снимке 1600, что дополнительно снизило резкость. Изображение можно улучшить программой SmartDeblur (среднее изображение), если ничего другого не остается. Учитывая, что исходное изображение с большими шумами (ISO 1600), то SmartDeblur работает в кране неблагоприятных условиях и не показывает всех своих возможностей. Результат был бы лучше при восстановлении с кадра с низкими шумами.



Как и в других случаях, снималась радиальная мира. Обратите внимание на ГРИП при диафрагме 2.8 (11mm F2,8 320 ISO160). Зеркальной камерой это недостижимо. Для получения такой же ГРИП в зеркальной камере понадобилось бы установить диафрагму 11. Поэтому практически всегда можно снимать с максимальной диафрагмой 2.8. Иногда с 4, что эквивалентно 16 с зеркальной. Дальнейшее уменьшение диафрагмы практического смысла не имеет и приводит только к потере детализации.



При съемке миры менялись фокусные расстояния, менялась диафрагма. Погода была пасмурная, что позволило приблизится к реальным режимам съемки. При открытой диафрагме ISO 100, а при диафрагме 8 установилась чувствительность ISO 400, что дополнительно снизило детализацию. В хороших условиях освещения при диафрагме 8 детализация может быть чуть лучше, если назначить ISO 100. Затем центральная часть миры увеличивалась и определялось разрешение камеры. Результаты приведены к размеру сенсора Pentax K-5, чтобы можно было сравнить Panasonic Lumix DMC-FZ200 с хорошей зеркалкой и ее объективами.

Хорошо видно, что разрешение падает при уменьшении диафрагмы Первый снимок 2.8, второй 5.6. А для большинства компактных камер светосила на длинном конце не превышает 5.6. Поэтому преимущества объектива Leica не только в большой светосиле, но и в разрешающей способности на длинном конце. Равного ему пока нет для компактных камер. Немцы в очередной раз заслуживают уважения.




Итоговые результаты на графиках (зависимость разрешения от диафрагмы):











Чтобы определить, сколько штрихов различимо по ширине кадра, надо разрешение (штрих/мм) из графиков умножить на ширину приведенной матрицы: 23.7 мм. При диафрагме 2.8 получается 1470-1640 штрихов на ширину кадра. Печать на А3 проблем не вызывает, а на А4 камера дает снимки с запасом. Глаза человека устроены так, что плохо различают цвет мелких деталей. Поэтому отпечатки лучше делать на А4, так как формат 10х15 не использует возможности камеры. Камера может делать снимки и с меньшим разрешением. Например, 60 кадр/сек. И тогда 10х15 будет более подходящим.
Аналогичные, но более профессиональные измерения проведены в PHOTOREVIEW:



Приведенные результаты относятся только к объективу и не учитывают матрицу, которая при ширине 4000 пикселей в принципе не может обеспечить более 2000 штрихов по ширине кадра. Поэтому разрешение объектива 2200-2000 штрихов по ширине кадра "съедает" матрица и получаем, как приведено выше, около 1500-1600 штрихов. Мои результаты с учетом матрицы и ростом ISO с уменьшением диафрагмы хорошо коррелируются с этими данными. Максимальная детализация достигается при диафрагме 3.2.

На этом рисунке показана зависимость разрешения от фокусного расстояния. Зависимость небольшая, но все же заметно, что наилучшее разрешение достигается при 2-8 кратном увеличении.



Снимки (три внизу) сделала внучка 9-ти лет. Камеру FZ200 держала в руках первый раз, но имеет опыт съемки камерой Panasonic Lumix DMC-FZ18:


11mm F4,0 500 ISO100

Теперь будет осваивать новый фотоаппарат. Автоматика камеры на высоте. Режим P, на мой взгляд, может быть основным. Но для многих предпочтительнее могут оказаться и другие режимы, которых в камере множество.


59mm F4,5 1600 ISO100


108mm F4,0 400 ISO100


92mm F4,0 400 ISO100

Дисторсия объектива

Если предыдущие снимки сделаны с большим фокусным расстоянием, то снимки ниже характеризуют широкий угол (минимальное фокусное расстояние). Искажения типа "бочка", характерные для широкого угла, мало заметны для FZ200, так как исправляются внутри камеры. Здание образовано прямыми линиями и они не искривлены. Из трех кадров 4,5mm F4,0 800 ISO100 была сделана панорама с использованием прилагаемого к фотоаппарату программного обеспечения.









И еще раз тот же объект. Обратите внимание, что резкость в углах и на краях кадра (смотрите, например, правый нижний угол) не сильно уступает резкости в центре. А это самый сложный случай. Во-первых, съемка с самым широким углом, во-вторых, углы далеко не в фокусе. Параметры съемки 4,5mm 4,0 1250 ISO 100. ГРИП эквивалентна диафрагме 16 (х4) для зеркальной камеры.



Программное обеспечение

Пользуюсь продуктом Silkypix для Samsung GX-10 (Samsung RAW Convertor), для Pentax K-20 и Pentax K-5 применяю совместный продукт Silkypix и Pentax (позволяет, в частности, делать баланс белого по одной, трем и пяти точкам). Вместе с Panasonic FZ200 также идет Silkypix RAW Convertor, который для меня привычен. Результаты на мой взгляд при использовании этого конвертора заметно лучше, чем внутрикамерная обработка. Если выходной формат конвертора TIF, то насыщенность несколько выше, что необходимо учитывать. Уменьшив насыщенность, мы также несколько понизим цветовые шумы.
Режим HDR крайне важен для всех компактных камер ввиду их динамического диапазона 8-10 и менее важен для всех зеркальных, у которых динамический диапазон много (в 15-30 раз) больше: 12-14.

Серийная съемка позволяет сделать несколько кадров и объединить затем их в один. Таки образом, можно повысить резкость и уменьшить шумы даже при высоких ISO. В режиме "Портат.ноч.снимок" (Night Scenery Handheld Night Shot) фотоаппарат делает то же самое. Но совмещение кадров и последующую обработку все же лучше делать внешними программами.


108mm 2,8 400 ISO 100

Ширина кондиционера 79 см. По снимку определяем, что по ширине кадра уложилось 158 см. Фокусное расстояние 108 мм, ширина матрицы 5.57 мм. Определяем из этих данных, что до кондиционера 30 м.

В примере ниже использовано 8 кадров при 108mm F3,5 125 ISO 200. Шумов практически нет. Попробуйте использовать режим "Портат.ноч.снимок" не только в темное время, но и днем. Иногда может получиться неплохо.



Видео

В том, что камера прекрасно работает в видео режиме, убеждать не буду. А вот что интересно. Объем полученных видеофайлов можно существенно уменьшить, используя замечательный пакет MeGui. Режим сжатия использует однородности кадра и то, что соседние кадры похожи друг на друга (пространственно-временное сжатие). Это позволяет не повторять информацию, а сохранять в результирующем файле лишь изменения. Интересно, что сжатый видеофайл с параметрами 1920х1080 25p (30p) и 1920х1080 50p (60p) по объему отличаются крайне незначительно при одинаковой продолжительности и одинаковых параметрах сжатия. Примерно, на 10%. Объяснение этому может быть такое. При частоте кадров 50p (60p) число изменений в два раза больше, чем при частоте 25p (30p). Но кадры при 50p (60p) меньше отличаются друг от друга, чем при 25p (30p). Число изменений больше, а размер изменений меньше. В результате мы получаем примерно равные по объему выходные сжатые файлы. Из этого следует практический вывод: снимать видео следует с максимальным качеством, так как мы практически не теряем пространство на выходном носителе. Если нам не требуется высокое разрешение, то снимать следует все равно с максимальным качеством, а уменьшить разрешение выходного файла можно упомянутой программой сжатия. Так можно получить, например,  видеофайлы 1280х720 50p (30p) и другие. Позже постараюсь привести в качестве примера таблицу, как зависит размер видео файлов от параметров съемки и после сжатия их MeGui.

Мне задавали вопросы о шумах при видеосъемке. Камера использует максимальную площадь сенсора (матрицы). Таким образом один видео пиксель формируется из нескольких пикселей сенсора. Поэтому шумы существенно уменьшаются за счет усреднения. Один видео пиксель формата 1920х1080 формируется примерно из четырех пикселей матрицы, сигналы с пикселей складываются аддитивно, а шумы - случайным образом. И соотношение сигнал/шум увеличивается вдвое. Для меньших форматов выигрыш в соотношении сигнал/шум еще больше. Примерно то же самое получается и при программном уменьшении размера кадра. Но тонкие структуры кадра при этом теряются меньше, чем при аппаратном уменьшении. Разница крайне мала, но есть. Поэтому, если у Вас мощный компьютер, то можно позволить себе всегда использовать формат AVCHD Full HD 50p (60p) с последующим сжатием и преобразованием в нужный формат.

Заглянем глубже

На самом деле размер матрицы в Panasonic FZ200 больше, чем 4000х3000 пкс. И самый "глубокий" RAW файл, после преобразования в TIFF, выглядит так:




Коррекция искажений объектива происходит внутри камеры. И программа Silkypix (поставляется вместе с фотоаппаратом) для получения JPG, TIFF имеет дело с RAW файлом второго уровня, в котором исправлены искажения объектива внутри камеры. Она имеет дело не с исходными данными, а частично переработанными. Мы увидим в качестве результата работы Silkypix меньший по размеру и исправленный внутри камеры кадр:



Используя другие возможности Sikypix, можно исправить перспективные искажения и прочее:



В очередной раз убеждаемся в относительно низком динамическом диапазоне камеры: 8-10 EV. Но это общее свойство всех камер с небольшой матрицей. Поэтому в тех случаях, где это возможно, следует  делать ряд снимков с брекетингом экспозиции и получать HDR внешними программами или применять режим HDR в камере, использовать не 8, а 16-ти разрядное представление файлов на начальном этапе обработки и т.д. Получится лучше, хотя времени уйдет гораздо больше:



Еще несколько фотографий, полученных в результате "плясок с бубном":


Расстояние 30 метров


Расстояние 87 метров


Расстояние 45 метров

Резюме

Камера Panasonic Lumix DMC-FZ200 (она же Leica V-Lux 4), по моему мнению, лучшая на сегодняшний день из своего класса по возможностям и характеристикам. Инженеры и программисты Panasonic сделали много и во внутрикамерной обработке, и в программном обеспечении камеры. Да и Leica делает самый лучший объектив для компактов. Запас по фокусному расстоянию, серийная съемка, брекетинг, наличие RAW файлов, программного обеспечения позволяет, хотя и за большее время, получить качественную фотографию. Но, если задачей камеры является не фотография, а простота и доступность, то Panasonic FZ200 по этим критериям не подходит. Он дает почти ВСЕ возможности, но если владелец не хочет их использовать, а обходится двумя-тремя движениями, то камера не для него. В ней для подобных пользователей много "лишнего".

P.S.

Чтобы удобнее снимать/ставить крышку объектива, наклеил тонкую резину на выступы, за которые беремся пальцами. Для переноски фотоаппарата купил сумку LOWEPRO ADVENTURA TLZ 15, в которую он помещается с неснятой блендой.

Категория: Фотоаппараты | Просмотров: 5452 | Добавил: Alexiva | Теги: fz200, Светосила, зум, panasonic lumix | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0