КАК СДЕЛАТЬ БОЛЬШУЮ ГЛУБИНУ РЕЗКОСТИ СЛОЖНЫМ ПУТЕМ - 27 Апреля 2012 - Фотограф Александр Иванов - Alexiva

Главная » 2012 » Апрель » 27 » КАК СДЕЛАТЬ БОЛЬШУЮ ГЛУБИНУ РЕЗКОСТИ СЛОЖНЫМ ПУТЕМ
20:46
КАК СДЕЛАТЬ БОЛЬШУЮ ГЛУБИНУ РЕЗКОСТИ СЛОЖНЫМ ПУТЕМ
Уменьшая диафрагму, можно увеличить Глубину Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Но этого не всегда бывает достаточно. А чаще всего, просто невозможно, так как длительность выдержки становится неприемлемо большой. Выход заключается в съемке серии кадров и последующей обработке наложением. Это актуально для теле- и супер телеобъективов. Короткофокусные и нормальные объективы имеют большую ГРИП даже при полностью открытой диафрагме и проблемой для них становится не увеличение, а уменьшение ГРИП. Например, выделение объекта и размытие фона. Этот факт проиллюстрирован в небольшой таблице для дистанции 10 метров и фотоаппарата Pentax (кроп 1.5), а круг нерезкости принят 1/1500 по диагонали:
 
Фокусное расстояние объектива (мм) ГРИП (м) f/2.8 ГРИП (м) f/8 ГРИП (м) f/16
143.07 - ∞1.34 - ∞0.72 - ∞
17 3.49 - ∞ 1.58 - ∞ 0.86 - ∞
34 6.83 - 18.7 (11.87) 4.30 - ∞ 2.74 - ∞
50 8.23 - 12.7 (4.47) 6.20 - 25.8 (19.6) 4.49 - ∞
70 9.02 - 11.2 (2.18) 7.62 - 14.5 (6.88) 6.16 - 26.6 (20.44)
150 9.77 - 10.2 (0.43) 9.37 - 10.7 (1.33) 8.81 - 11.6 (2.79)
200 9.87 - 10.1 (0.23) 9.64 - 10.4 (0.76) 9.30 - 10.8 (1.5)
300   9.84 - 10.2 (0.36) 9.68 - 10.3 (0.62)
500   9.94 - 10.1 (0.16) 9.88 - 10.1 (0.22)
650   9.97 - 10.04 (0.07) 9.93 - 10.1 (0.17)
1300   9.99 - 10.01 (0.02) 9.98 - 10.01 (0.03)
 
Следующий пример содержит 4 кадра, снятые объективом с фокусным расстоянием 50 мм, где специально была выставлена самая большая диафрагма (1.4), чтобы была минимальная глубина резкости (для опытов).
 
 
Как видим, нет ни одного резкого снимка. Причина: малая глубина резкости. Для той дистанции, с которой фотографировалось, и для диафрагмы 1.4, ГРИП всего около 1-2 см. Для резкой фотографии чашки достаточно увеличить ГРИП раз 5-8, т.е. установить диафрагму 8. Побочным эффектом явится повышение резкости фона во столько же раз. Да и слишком это просто для нас. Но сначала поговорим о ГРИП подробнее.
 
Правило 1. Полезно разобраться и запомнить, что изменение диафрагмы в K раз вызывает примерно во столько же раз изменение глубины резкости (ГРИП) при неизменном фокусном расстоянии объектива. То есть, при диафрагме 2.8 глубина резкости будет в два раза больше, чем при 1.4, при диафрагме 11 в 8 раз больше, чем при 1.4 и т.д. Но светосила при этом уменьшается в 4 (1.4 -> 2.8), в 64 (1.4 -> 11), и соответственно во столько же раз потребуется увеличение выдержки.
 
Правило 2. Изменение расстояния до объекта в N раз, меняет глубину резкости в N^2 раз (значок ^ означает степень). Например, при уменьшении расстояния в пять раз, ГРИП уменьшается в 25 раз. Но что нас ожидает, если мы захотели сделать фотографию крупным планом длиннофокусным объективом? Почти катастрофа!
 
Правило 3. ГРИП не изменится при изменении фокусного расстояния в K раз, если также в K^2 раз изменить диафрагму. Например, добавим к объективу 650 мм телеконвертор 2х. Фокусное расстояние удвоится (K = 2), но для сохранения ГРИП в K^2 = 2^2 = 4 раза должна измениться диафрагма. Если она была 8. то только при диафрагме 32 объектив с фокусным расстоянием 1300 мм обеспечит ту же ГРИП. Так как в примере фигурирует конкретный объектив Samyang 650-1300mm, то на 1300mm у него фиксирована диафрагма f/16 и глубина резкости поэтому станет в два раза меньше (см. Правило 1). Предположим, мы фотографируем Pentax в плохо освещенном зале объективом 50 мм, f/1.4 с расстояния 10 метров. Даже при такой диафрагме глубина резкости будет 2.17 м. Если нам вдруг понадобилось сфотографировать крупным планом, и у нас есть объектив 200 мм (фокусное расстояние больше "всего" в K = 4 раза), но мы хотим той же глубиной резкости, нам придется в 4^2 = 16 раз изменить диафрагму: 1.4 х 16 = 22. Но такое изменение приведет к уменьшению света, проходящего через объектив в ... 16^2 = 256 раз!
 
P.S. Приходилось встречать утверждения, что телеконвертор не меняет глубину резкости. Увы, меняет...
 
Правило 4. Чем меньше матрица (или чем больше кроп, что по сути одно и то же), тем легче обеспечить ГРИП. Если в фотоаппарате, например, установлена матрица 6х4 мм (линейные размеры в четыре раза меньше, чем у Pentax'а), то для нее объективы с фокусным расстоянием в 4 раза меньше, будут формировать изображения, аналогичные объективам Pentax'а. Фотографии 10х15 см будут неотличимы. Для такого фотоаппарата фокусное расстояние 50 мм - уже телеобъектив, как 200 мм для Pentax'а. Свойства по глубине резкости 50 мм объектива нам известны из разобранных примеров, так что увеличивать выдержку в 256 раз уже не надо. Если у нас только Pentax, то можно сфотографировать им и объективом 50 мм, а затем "вырезать" 1/16 часть кадра и напечатать ее. Вот только число элементов будет мало: 1 mpx. Так что фотоаппарат с небольшой по размеру матрицей, но с большим количеством пикселей, например, Panasonic Lumix FZ-18 (28, 38, 100, 150), при таком методе получения крупных планов, обставит Pentax с его APS и 16 mpx в два счета! FF и средний формат - тем более. Для макросъемок фотоаппараты с маленькой матрицей также более удобны по той же причине: большая глубина резкости. Подробности, детали и расчет ГРИП в РАСЧЕТ ГРИП.
 
 
Так что эта шутка недалека от истины (с сайта http://www.inpic.ru/popular/15 )
 
Таким образом, мы видим, что телеобъектив невероятно усложняет условия съемки. К тому же он "любит" тяжелый штатив и короткие выдержки, что не любят фотографы. Из выше сказанного следует, что мы должны мириться с ничтожной глубиной резкости и тщательно фокусироваться на объекте съемки, или перейти на фотоаппараты с крошечной матрицей, для которой объектив с фокусным расстоянием 50 мм уже считается средним телеобъективом.
 
Третий путь, "не для всех", назван в начале статьи.
 
Итак: Поворачивая кольцо фокусировки и делая снимки (установим режим серийной съемки в фотоаппарате, он будет работать как пулемет), получаем эти 4 кадра (или больше), где разные зоны резкости. А после обработки на итоговом снимке эти резкие зоны объединены. Небольшой размер фотографий в начале статьи, не позволяет в полной мере увидеть эффект, но заметить его можно. У супер теле зона резкости мала. Да и навестись сложно, когда картинка «пляшет» в видоискателе. А таким образом, вращая фокусировочное кольцо в момент серийной съемки, получим и резкость, и глубину (от начала до конца фокусировки). Небольшая практика позволит применять этот прием без проблем (это для оптимистов). Долгие тренировки, множество испорченных кадров, освоение программного обеспечения, необходимость понимания того, что и зачем вы делаете, позволит вам, возможно, иногда случайно получить четкую фотографию (это для пессимистов). Программа для объединения может быть взята из области макросъемки. Adobe тоже не оставила этот вопрос без внимания и в Photoshop есть для объединения кадров отличные средства. Когда снимают, например, жука, то усы резко, а весь он, как в тумане. Или глаза резко, а остальное в тумане. Поэтому биологи делают серию кадров со специальными приспособлениями. Но Pentax K-5 позволяет часто обойтись без этих приспособлений, так как "умеет" делать 7 кадров в секунду. В режиме видеосъемки частота кадров больше, но качество их на уровне двух mpx. Вот итоговый снимок:
 
 
Размытие фона осталось на прежнем уровне, а вся чашка в зоне резкости (Sigma 50mm/1.4).
 
В конце статьи приведу еще несколько примеров.
 
Интересно найти возможные применения для  SIGMA AF 150-500 f/5-6.3 APO DG OS HSM . Сразу скажу: зал для него мал для съемки происходящего на сцене. Оптическая стабилизация, высокие ISO матрицы помогают только частично в условиях темноты зала, сцены, вспышек, шума и оглушающей музыки. Вот кадр с концерта с малой глубиной резкости:
 
 
Сделано из последних рядов зала, на полностью открытой диафрагме f/6.3, фокусном расстоянии 500 мм.
 
Два других снимка сделаны моим старым объективом Sigma 70-200mm f/2.8. Фокусное расстояние 200 мм, диафрагма f/8, фокус переменный.
 
 
До перекрестка 300 метров. Увеличьте фотографию и посмотрите, с какого расстояния начинается резкая зона.
 
 
На этом фото расстояние до машины около 80 метров, а зона резкости начинается даже ближе, чем на предыдущей фотографии улицы.
 
Но для съемки действий на сцене, выступлений, съемки динамичных сцен с относительно небольших расстояний, проблемы с малой глубиной резкости его тоже не обошли.
Категория: Объективы | Просмотров: 6069 | Добавил: Alexiva | Теги: глубина резкости, Panasonic Lumix FZ-18, Sigma 150-500mm, ГРИП, Sigma 70-200mm | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: